Задолженность в Мосэнергосбыт
Появление задолженности по электроэнергии еще не означает, что гражданин является злостным неплательщиком. Долг может появиться и у добросовестного человека, который случайно забыл внести очередной платеж или по каким-либо другим причинам оплата не поступила на его счет.
Причины появления задолженности:
- продолжительное отсутствие хозяина жилого помещения;
- некорректная подача показаний арендаторами с целью занижения оплаты;
- временные денежные проблемы;
- ошибка при вводе реквизитов лицевого счета или суммы платежа;
- некорректное начисление оплаты вследствие указания неверных данных индивидуальных приборов учета.
При длительном непогашении образовавшейся задолженности будет начислена пени. Если и после этого собственник помещения не собирается оплачивать долг, ресурсоснабжающая организация в праве прекратить поставку электроэнергии, предварительно уведомив об этом собственника.
Как считают платежи за киловатты
― Важно, чтобы показания вашего прибора учета попадали в компанию до конца текущего месяца. ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» рекомендует своим потребителям передавать показания с 23 по 26 число каждого месяца. Данный временной отрезок для снятия показаний индивидуальных счетчиков установлен в связи с тем, что снятие показаний общедомового прибора учета происходит именно в эти сроки. Одновременное получение и тех, и других показаний позволяет сводить к минимуму возможные разночтения, корректней учитывать социальную норму и общедомовые нужды.
― Как лучше всего передавать показания?
― Есть много разных способов, и самый популярный у наших потребителей — это передача показаний непосредственно через квитанцию при ее оплате. Однако он имеет один серьезный недостаток, из-за которого возникают все недопонимания. Лучше всего это можно объяснить на графике.
Передача показаний и оплата потребленной энергии ― это разные действия, которые необходимо осуществлять в различные временные промежутки. К примеру, потребитель платит 4 мая, указывая показания счетчика на 30 апреля. Если эти данные к нам попадают после 30 апреля, то они уже будут учитываться в мае, поскольку мы закрываем расчеты 30 апреля.
― Какой же всё-таки способ наиболее подходящий?
― Мы предлагаем передавать показания счётчиков через наш сайт www.rostov.tns-e.ru, по СМС (короткий номер 8779 для абонентов Билайн или +7-903-767-20-75 для абонентов других операторов сотовой связи) или по телефонам 8 (863) 307-73-03, 8-800-775-22-61 в автоматическом режиме.
― Если оплата должна быть до 10 числа следующего месяца, то за какой период она будет засчитана?
― Если ваши показания попали к нам, скажем, до 30 апреля, то мы 1 мая формируем квитанцию за апрель. Соответственно, получив квитанцию, где указано «за апрель», вы платите именно за апрель, пусть фактически оплата и осуществляется в мае.
Законно ли отключить электричество за долги?
Согласно нормам Гражданского кодекса, энергосбытовые организации не могут в одностороннем порядке расторгать договор с физическими лицами. Проще говоря, прежде чем вам «отрезать провода», коммунальщики обязаны заручиться вашим согласием. Но у них другая точка зрения. Вернее, они апеллируют не к закону, а к подзаконным актам, которые разрешают за задолженность более чем за два месяца «приостановить» подачу электроэнергии. Как возникла эта правовая коллизия, выясняла «Парламентская газета».
Просто взять и отключить нельзя
Энергосбытовые компании бьют тревогу: многие граждане не платят за электричество по несколько лет. Как их заставить рассчитаться с долгами? Правильно — отключить электричество, что происходит сплошь и рядом.
Однако статья 546 Гражданского кодекса прямо указывает: перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создаёт угрозу жизни и безопасности граждан. Это значит, что выяснять отношения с неплательщиком энергосбытовая компания должна в суде, не прекращая при этом выполнять условия договора.
Тем не менее соответствующее постановление Правительства и другие подзаконные акты наделяют поставщика правом приостановить подачу электроэнергии в случае «неполной оплаты потребителем коммунальной услуги». Под этой формулировкой понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы, подтвердил «Парламентской газете» председатель Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор.
Чаще всего сотрудники ресурсоснабжающей компании отключают свет в квартире и опломбируют оборудование, чтобы должник не мог подключиться к электросети.
По установленному подзаконными актами регламенту сначала энергосбытовая компания должна предупредить неплательщика о необходимости погасить задолженность при помощи письменного уведомления (за получение которого нужно будет расписаться) или заказным письмом (через почту, с отчётом о вручении). После этого у должника есть 20 дней, чтобы оплатить долг. В это время поставщик (опять же согласно подзаконным актам) имеет право ограничить подачу света в квартиру неплательщика. Однако этим правом организации пользуются крайне редко. «Далеко не во всех домах есть техническая возможность приостановить подачу электроэнергии в квартиру должника», — уточнил глава комиссии ОП РФ. Поэтому чаще всего сотрудники ресурсоснабжающей компании отключают свет в квартире и опломбируют оборудование, чтобы должник не мог подключиться к электросети.
Противоречие нужно устранять
«У Гражданского кодекса безусловный приоритет над подзаконными актами, следовательно, отключение света в квартирах должников без их согласия противозаконно», — считает первый замглавы Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов. Исправлять сложившуюся ситуацию, по его мнению, необходимо на законодательном уровне, исключив из подзаконных актов нормы, которые противоречат закону.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских согласен с коллегой по палате в том, что апеллировать в решении этой ситуации следует к нормам Гражданского кодекса. «Потребитель в итоге выиграет суд, но на это уйдёт несколько месяцев, в течение которых он будет сидеть без света, так как энергокомпании руководствуются постановлением Правительства», — констатировал парламентарий.
Замглавы Комитета Совета Федерации по экономической политике, председатель Центрального совета Объединения потребителей России Вячеслав Тимченко, в свою очередь, указал на лазейку, которую используют энергосбытовые компании, чтобы вынудить должников к погашению задолженности. «В соглашении, которое заключается между потребителем и поставщиком, могут заранее оговариваться условия расторжения договора о пользовании электроэнергией», — уточнил сенатор. Таким образом, если в соглашении прописано, что неуплата за электричество является основанием для его отключения, это как бы уже не противоречит Гражданскому кодексу. Ведь компания заранее получила разрешение у гражданина, что отключит ему услугу, если он не будет за неё платить.
Однако в Госдуме считают, что у нормы ГК, согласно которой в квартире гражданина нельзя отключить свет, не может быть разночтений. «Это слишком вольная трактовка Гражданского кодекса», — прокомментировал инициативу энергокомпаний Михаил Емельянов.
В соглашении, которое заключается между потребителем и поставщиком, могут заранее оговариваться условия расторжения договора о пользовании электроэнергией.
В свою очередь, Игорь Ананских отмечает, что пока не устранена коллизия, важно сократить время, в течение которого гражданин останется без света. Ведь такие дела обычно рассматриваются судами двух инстанций.
Одним словом, у каждого неплательщика в случае, если ему отключат электричество, есть шанс выиграть дело в суде и добиться возобновления услуги в полном объёме. Но на это уйдёт не один месяц. Во время осенней сессии депутаты Госдумы постараются законодательно решить этот вопрос. А пока они советуют гражданам не дожидаться судебных повесток и оплачивать коммунальные услуги в срок.
Что будет за неуплату
Задолженность по оплате потреблённой электроэнергии может привести к следующим неблагоприятным последствиям для владельца:
- начислению пени – если от предусмотренной даты внесения платежа прошло более 31 дня, поставщик ресурсов получает законное право назначить указанные штрафные санкции. Размер пени зависит от продолжительности просрочки. Спустя 90 дней пеня равняется 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый просроченный день. По истечении указанного срока размер дополнительных начислений возрастает до 1/130 ставки. В настоящее время ставка равна 7,75 процента годовых;
- вынесению предупреждения – предупредительная мера в отношении должника, перед обращением в суд. Указывается о необходимости внесения платы не позже 20 дней;
- судебным иском – Энергосбыт может потребовать возмещения долга через суд. Кроме задолженности и пени, должнику придётся возместить судебные издержки.
Дополнительно к финансовым санкциям, судебный орган и исполнительная служба, занимающаяся взысканием долга, могут прибегнуть к мерам, предусматривающим наложение запрета на выезд за границу, использование транспортного средства и пр.
Злостные должники рискуют подвергнуться уголовному преследованию и отчуждению имущества в счёт погашения задолженности.
Запросить справку об имеющейся задолженности по электроэнергии может только собственник жилого помещения или лица, прописанные с ним. Если действует представитель владельца жилья, то он должен подтвердить свои полномочия, представив нотариально заверенную доверенность. В некоторых ситуациях запросы могут делать суды.
В любом случае срок действия документа ограничен одним месяцем, по его истечении потребуется сделать новый запрос.
Справка об отсутствии задолженности за электроэнергию чаще всего необходима для представления в следующих случаях:
- оформление субсидии;
- продажа квартиры;
- получение кредита;
- приватизация жилья;
- решение вопросов с судебными приставами и налоговыми органами;
- судебные разбирательства, связанные с жилыми помещениями.
Выдаваемый документ относится к информационным, так как его цель — доказать, что у собственника нет долговых обязательств. Требуется в основном справка для того, чтобы при вступлении в гражданские и административные правоотношения избежать негативных последствий.
Как подключить обратно
Сначала вам придется рассчитаться со всеми долгами. Если на данный момент такой возможности нет, смело идите в местный энергосбыт и требуйте рассрочки. Показать вам от ворот поворот не имеют право. Срок рассрочки составляет пол года. После принятия вашего заявления вы получите справку о решении финансовых проблем с задолженностью по оплате за свет. Потом топаете к электрикам, оплачиваете подключение электричества (обычно эта сумма не превышает более одной тысячи рублей). Следующий этап это ожидание специалистов дома. Существуют сроки и порядок возврата электроэнергии после решения потребителем всех своих проблем.
В процессе подключения снимаются все ранее установленные пломбы, и снова составляется акт. Свет у вас должен появиться в течение 24 часов после того, как долг был погашен.
Соответственно, возобновление подачи электроэнергии в случае ремонта или распоряжения надзорных органов должно быть осуществлено сразу после окончания работ или исправления обнаруженных неполадок (после ликвидации аварийной ситуации). Если у вас возникли проблемы с поставщиками света, обращайтесь к консультантам нашего сайта.