1. 1. 1 Контрольные приборы. Счетчик спидометра ваз 2107
1.1.1 Контрольные приборы. Счетчик спидометра ваз 2107
| Рис. 1.34. Спидометр/одометр/ счётчик суточного пробега: 1 – спидометр; 2 – одометр/счётчик суточного пробега; 3 – кнопка выбора показания |
Спидометр показывает скорость автомобиля в км в час и (или) в милях в час.
Одометр и счётчик суточного пробега
При установленном в положение «ON» ключе зажигания на дисплее – показания одометра или счётчика суточного пробега.
Одометр записывает пробег автомобиля с начала эксплуатации. Счетчик суточного пробега может также использоваться для измерения длины отдельных поездок или пробега между заправками.
Следите за показаниями одометра и сравнивайте их с графиком техобслуживания. Несоблюдение этого графика может привести к повышенному износу или повреждению частей автомобиля.
Для обнуления счётчика суточного пробега нажмите кнопку выбора показания 3 и удерживайте её около 2 с.
Спидометры, одометры и пробеги
Что такое спидометр и одометр ?
Спидометр — это прибор или индикатор, который показывает текущую скорость.
Одометр — это счетчик пробега. Показания суточного одометра можно сбросить в любой момент. В большинстве машин суточный одометр имеет четыре позиции и может показывать пробег до 9999 км. Иногда встречаются суточные одометры, показывающие всего три знака. После достижения максимального значения показания суточного одометра обнуляются
Основной одометр показывает пробег машины за все время использования. Обнулить его без применения специальных средств невозможно.
Где устанавливаются спидометры и одометры?
Приборы устанавливаются на мотоциклах, грузовиках, легковых автомобилях и другой самоходной технике. На некоторой спецтехнике (трактор, бульдозер) часто спидометры и одометры не устанавливаются. В этом нет необходимости, поскольку транспорт не разгоняется до высоких скоростей и практически всегда стоит на месте. Там бывают счетчики моточасов.
Типы спидометров и одометров и их устройство
Первые спидометры и одометры состояли исключительно из механических деталей. Они не имели никаких электронных компонентов. Такие приборы подключались при помощи специального привода, выходящего из коробки передач. Вращение КПП передавалось непосредственно в спидометр при помощи тросика. Скорость на первых спидометрах указывалась стрелкой.
Первые одометры были роликовыми. Они работали по тому же принципу, как старые счетчики электроэнергии.
В дальнейшем спидометры и одометры стали электронными. Их применение началось в 90 годах. Вместо роликового индикатора в таких приборах используется табло с жидкокристаллическим дисплеем, показывающее текущий пробег автомобиля. Электронные приборы управляются при помощи микропроцессорной техники. Спидометр и одометр были объединены в одну ЭВМ, которая имела центральный процессор и память.
В современных машинах стрелки на приборной панели также могут отсутствовать. Спидометр и тахометр являются там частью панели приборов. Они могут отображаться в виде картинки, изображающей стрелки и циферблат.
Для чего применяют спидометр и одометр?
Спидометр показывает текущую скорость. Шкала спидометра расчерчена линейным образом. У некоторых автомобилей она логарифмическая. Это сделано для удобства, поскольку высокоточное измерение невысоких скоростей не всегда имеет смысл.
Одометр показывает текущий пробег автомобиля. Благодаря этим показаниям, владелец может рассчитать интервал технического обслуживания. Также показания одометра часто используются для определения стоимости авто при перепродаже. Считается, что чем меньше пробег, тем лучше состояние машины.
Для спецтехники, необорудованной одометром, используется другой показатель — моточасы. Специальный счетчик отсчитывает общее время работы двигателя. Количество моточасов позволяет определить общее время использования спецтехники и степень ее износа по аналогии с пробегом легкового автомобиля.
Где еще используется пробег автомобиля?
В современных автомобилях показатели спидометра и одометра используются блоком управления двигателем. А сами показания скорости снимаются с помощью датчиков ABS, с каждого колеса. Причем в таком случае, блок управления ABS передает эти данные по шине для других блоков, в том числе в панель приборов. Отдельного датчика скорости, как правило, там уже не бывает.
Также пробег может дублироваться в систему управления КПП. Это реализовано в современных моделях Mercedes, BMW, Audi и других. Текущий пробег в некоторых машинах также записывается в систему контроля доступа, систему управления светом, модуль раздаточной коробки, блок ABS и другие блоки.
В некоторых автомобилях при возникновении неисправности текущий пробег фиксируется в виде стоп-кадра. Это позволяет определить, в какой момент возникла ошибка.
Для чего автовладельцы сматывают пробег?
Владельцы автомобилей начали сматывать пробег достаточно давно. Это не совсем частная операция, но в некоторых случаях она вполне оправдана. Например, если владелец купил подержанный щиток приборов, то на нем нужно установить корректное значение текущего пробега автомобиля.
Чаще всего сматывание пробега используют для перепродажи автомобиля. Машину с небольшим пробегом можно продать дороже. Конечно, такие действия нечестны по отношению к покупателю.
Иногда владельцы автомобилей намеренно занижают пробег своей машины при оформлении страховых выплат. Это позволяет снизить значение потери товарной стоимости и процент износа, в результате чего можно увеличить страховую выплату.
Активные и пассивные копии пробега
Раньше смотать пробег на автомобиле можно было достаточно быстро и просто. Для этого нужно было только изменить показания на щитке приборов.
Сейчас автопроизводители принимают различные меры для предотвращения сматывания пробега. К таким мерам относится создание активных и пассивных копий пробега. Например, если уменьшить показания пробега на щитке автомобиля БМВ или Мерседес, а затем установить одометр обратно, то значение текущего пробега будет восстановлено из копии и вернется обратно к исходному значению.
В некоторых автомобилях сохраняется две копии пробега. В других моделях их может быть больше.
Особенности смотки пробега на немецких автомобилях
Кроме активных и пассивных копий пробега, многие немецкие и французские машины оснащены специальной системой шифрования данных. Текущий пробег сохраняется в зашифрованном виде. Такая система используется на автомобилях Audi, Volkswagen, Skoda. Для расшифровки данных требуется знать определенную формулу, отгадать которую невозможно.
Кроме того, некоторые автомобили (например, современные модели BMW) периодически посылают текущие показатели пробега на сервер завода-изготовителя. Иногда, даже будущий покупатель может проверить эти сведения на официальной станции техобслуживания.
CarFax, Автотека и другие базы для проверки данных
Для проверки сведений о пробеге автомобиля существуют специальные базы данных. Большой популярностью в США пользуется база CarFax. В ней фиксируются не только пробег, но также все сведения о техническом обслуживании, ДТП и других событиях, связанных с автомобилем.
В России существует аналогичная система — «Автотека». На её сайте можно ввести номер машины, ВИН или другие известные данные и получить подробный отчет. Информация предоставляется платно, но стоимость использования сервиса низкая.
Следует помнить, что база не всегда показывает точные сведения об автомобиле. Информацию предоставляют обычные пользователи, и она не всегда оказывается достоверной на 100%, но чаще ей можно доверять.
Тахометр показывает примерную частоту вращения коленчатого вала двигателя.
Используйте тахометр для правильного переключения передач и предотвращения дерганий двигателя и раскручивания коленчатого вала на недопустимо большую частоту вращения.
При неработающем двигателе и ключе зажигания в положении АСС или ON стрелка тахометра может немного отклониться от нулевого положения. Это отклонение — нормальное явление и не оказывает влияние на показания прибора при работающем двигателе.
Примечание. Не позволяйте двигателю работать с частотой вращения коленчатого вала двигателя в красной зоне тахометра. Это может привести к серьезной поломке двигателя.
Поломки одометра Шевролет Авео: как отремонтировать устройство
Неисправности прибора для фиксации пройденного пути бывают связаны с выходом из строя ЖК-дисплея или сбоями в системе бортового компьютера. Но, судя по анализу отзывов владельцев, наиболее уязвимым узлом является датчик скорости. Поломка этой детали диагностируется просто – сразу перестают функционировать спидометр и счетчик километража.
Основные причины неисправностей контроллера:
- разгерметизация;
- нарушение контакта;
- выход из строя компонентов платы.
Для того, кто знает, где находится датчик автомобильного одометра, восстановление работоспособности не займет много времени, тем более, если его попросту заменить на новый. Но как быть, если подобных знаний нет, да и прибор не всегда можно найти в продаже? Рассмотрим процедуру «оживления» более детально.
Для демонтажа датчика придется заехать на смотровую яму, хотя некоторым это удается сделать без всякой ямы. Контроллер вкручен в корпус коробки передач, хорошо виден и доступен. Ход работ состоит из следующих пунктов:
- установить автомобиль на смотровую яму;
- отсоединить трехконтактный штекер;
- выкрутить устройство из КПП;
- произвести ремонт или замену.
Случается, что токопроводящие дорожки электрической платы стираются. Их можно восстановить, элементарно припаяв новые перемычки. После этого следует залить схему клеем типа «Момент» в несколько слоев и не забыть установить крышку.
Теперь Вы знаете, как отремонтировать одометр Шевролет Авео, а заодно и спидометр. В случае порчи электронных компонентов, датчик скорости подлежит полной замене. Процедура восстановления не требует особых навыков и вполне выполнима даже для начинающего автолюбителя. Такой подход способствует не только экономии средств, но накоплению практического опыта.
Зачем отматывают показания пробега в автомобиле
На самом деле есть только одна причина, чтобы выгодно продать старый авто-хлам. Ведь в большинстве случаев при выборе автомобиля обращают внимание на его пробег.
Формула простая – больше пробег, меньше цена и наоборот. Начинающие автовладельцы могут легко поверить в показания откорректированного одометра и купят за большие деньги такую машину.
Конструкции одометров
Механические. Шестерня на вторичном валу коробки перемены передач вращает шестерню привода, связанную гибким валам с блоком спидометра.
- Электромеханические. Шестерня на вторичном валу коробки перемены передач вращает электромеханический датчик. Электрические импульсы с датчика по проводам поступают в блок спидометра, где пропорционально частоте их следования вращается микроэлектродвигатель, являющийся приводом счетчиков пробега. Такое устройство имеет значительная часть счетчиков пробега современных машин.
- Электронные. Отличаются от электромеханических наличием электронных счетчиков и ЖК-индикаторов пробега. Получили наибольшее распространение и устанавливаются как на легковые, так и на грузовые автомобили. Объясняется это их лучшей защищенностью от корректировки показаний по сравнению с механическими и электромеханическими.